Как правильно топить печь дровами Эффективность нагрева и рас...

“Архитектура – это искусство, которое воздействует на человека наиболее медленно, зато наиболее прочно”. Луис Генри Салливан.
“Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным, в архитектуре является простота. Простота форм обязывает придавать им прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщали бы необходимую гармонию”. Алексей Викторович Щусев.
Сведения из истории.
Архитекторы и дизайнеры всего мира в поисках стилистических решений все чаще обращаются к устоявшимся традициям. Благодаря таким экспериментам появляются новые современные решения для оформления интерьеров и фасадов зданий. Не является исключением применение в архитектуре популярного сегодня узкого ригельного кирпича, истоки которого также уходят в далекое прошлое. В основе легендарной “Римской кладки” лежит использование плиты плинфы – тонкого обожженного кирпича. Плинфа имела самую различную форму и довольно внушительные размеры, до метра длинной. Считалось, что применение такого кирпича скрепляло кладку и помогало повысить сейсмоустойчивость зданий. Строили из плинфы с использованием толстого слоя кладочного раствора, зачастую равного по толщине самому кирпичу! В Византии такие стены почти никогда не штукатурились, благодаря чему такой стиль и вошел в историю. Например, в храме Иоанна Предтечи в Керчи, построенного около 9 века нашей эры. А в Киевской Руси плинфа была основным строительным материалом для возведения основных конструктивных элементов зданий.
Сегодня многие ведущие дизайнеры и архитекторы, вдохновленные “римской кладкой” переносят ее в современный дизайн, используя ее как в интерьерах, так и в экстерьерах зданий.
Римский ригельный кирпич использовался при строительстве Древнего Рима, Византии и Древней Руси. Такой узкий обожженный кирпич имел самую различную форму и размеры. Это позволяло применять его в качестве конструктива зданий, а также их декоративных элементов. Широкий расшивочный шов, применяемый в работе с узким кирпичом позволял визуально вытянуть стены, придавая им своеобразный “полосатый” вид. Применение римского ригельного кирпича короткой длины помогало в возведении арок, оформлению декоративных элементов зданий и созданию необычного рисунка кладки на стенах сооружений.
Сегодня узкий кирпич так же способен сделать ваш дом интересным и уникальным, как в интерьерных решениях, так и в экстерьере здания. Особенно интересно смотрится кладка из такого кирпича на комбинированных фасадах или в качестве элементов декора. Здания с фасадом из ригельного кирпича одинаково хорошо смотрятся и посреди шумного города, и на фоне величественных природных пейзажей.
За счет применения кирпичей формата лонг (Long) создается подробный рисунок, который имеет камуфляжный эффект. На фасаде здания, особенно с расстояния, трудно различить подробности расшивки шва, цвет которого для ригельной кладки подбирается в тон, а не в контраст к основному цветовому массиву. Даже если в коллекции есть значительные расхождения по оттенку, они не сильно бросаются в глаза из-за небольшого размера контрастных участков.
Нужно упомянуть что современный ригель довольно молод, технология его производства была отточена лишь в 20 веке. Все дело в том, что произвести столь длинный и тонкий кирпич технологически весьма непростая задача. В процессе сушки и обжига заготовка существенно деформируется и добиться идеальной формы практически нереально. Современные технологии позволяют решить эту проблему разными способами. Чаще всего производители изготавливают заготовку изделия больших размеров, а затем после обжига распиливают ее вдоль, получая идеально ровный ригельный кирпич. Так же применяется метод сушки заготовки под прессом.
Современный взгляд на ригель.
Чаще всего современный ригель представляет собой кирпич ручной формовки или клинкер. Он не имеет острых граней и повторяющегося рисунка (но есть и исключения), поэтому при взгляде на ригельную кладку невозможно однозначно сказать, это современный материал фабричного производства или взятый в природе натуральный камень. Грань неидеальности элементов кладки такая, что проходит буквально проходит буквально на границе между природным и антропогенным. Именно поэтому в широком спектре облицовочных материалов ригельный кирпич имеет элитный статус и стоит дорого. Это действительно благородный и стильный материал, подчеркивающий ваше социальное положение.
Так где же применяется ригельная облицовка?
Несмотря на уникальную аутентичность ригельного кирпича, он хорошо сочетается с современной архитектурой в духе конструктивизма и урбанизма. Начиная от европейских минималистичных фьюжн-объектов на природе, и заканчивая трендовым лофтом: ригельная кладка везде выглядит гармонично.
Облицовка фасадов зданий в стиле “римской кладки”.
Технических возможностей применения ригельной кладки намного больше, чем обычной облицовки из кирпича стандартного формата. Это связано с тем, что по причине малой высоты ряда, относительное содержание швов в массиве увеличено, что придает кладке дополнительную “эластичность” и деформативность. Поэтому основанием такой кладки может выступать даже обычный ленточный фундамент на пучинистом грунте, что нередко встречается в проектах ограждений и заборов, когда ригельным кирпичом выкладывают парапет высотой до 50 см.
Римской кладкой с использованием ригельного кирпича так же может быть облицован весь фасад здания целиком,так как кладка из него самонесущая и не требует привязки к капитальной конструкции, что дает возможность обустройства вентилируемого зазора.
Применение ригеля в интерьере.
Очень широко применяется ригельный кирпич и в интерьерных композициях. Причем дизайнеры используют как классический ригель формата Лонг (Long), так и мини-ригель. Он представляет собой укороченный вариант изделия. Им выполняют сплошную облицовку стен, либо создают отдельные архитектурные элементы: пилястры, арки, панели и просто локальные участки вкраплений на стенах. При внутренней отделке, для экономии полезной площади и материалов, кирпич часто распиливают вдоль на узкие бруски. Это позволяет снизить стоимость облицовки в несколько раз.
“Римская кладка” в печном деле.
Высокая устойчивость ригеля к колебаниям температур и низкое водопоглощение редуцированного кирпича и клинкера, обусловило его широкое применение в печном деле. Мастера-печники применяют его для возведения уличных комплексов барбекю, каминов, площадок для костров. Оправдано его применение в банях и саунах, где такой материал позволяет повысить инерционность банной печи, попутно снабдив ее надежным защитным экраном. Такое решение способствует повышению температуры камней и защищает находящихся в парилке людей от жесткого инфракрасного излучения, исходящего от металлической печи. В принципе, из полнотелого ригельного кирпича возможно строить любые очаги, даже теплоемкие отопительные печи. Причем его термостойкость не играет особой роли: все современные печи делаются по двухконтурной технологии, при которой наружная облицовка не подвергается жесткому воздействию высоких температур (основной термоудар принимает на себя фетеровка топливника, колпаков и каналов), а выполняет роль теплонакопителя и передатчика тепла в помещение.
Особенности выбора бренда ригельного кирпича.
На белорусском рынке ригельный кирпич представлен как российскими, так и европейскими производителями. Сравнивать их с точки зрения используемого сырья и особенностей технологии не совсем корректно: в Европе есть солидный опыт гончарного производства. На сегодняшний момент ведущими производителями ригельного кирпича и законодателем дизайнерской моды, являются фамильные предприятия с многовековой историей. В России такой кирпич производят относительно недавно, однако многие заводы, оснащены современным немецким оборудованием и работают по франшизе, со строгим соблюдением предписаний зарубежного технического надзора.
Ярким примером такого успешного производства является бренд КС-Керамик, от Кирово-Чепецкого кирпичного завода.
В этом случае нет поводов говорить о принципиальной разнице в качестве продукции. По некоторым параметрам российский кирпич даже лучше: у него меньше содержание боя, а цена в разы ниже, чем у европейских аналогов. Однако российский производитель не может дать гарантии, что кирпич сохраниться без дефектов в течении многих десятков и сотен лет, по причине того, что нет многовекового опыта его производства. Так же у российского кирпича выше требования к профессионализму мастеров, ведущих кладку. Важно применять приемы и соблюдать правила, не допускающие образования высолов на поверхности кирпича.
Пустотелый и полнотелый (щелевой) ригель.
Существует полнотелый и пустотелый (щелевой) ригельный кирпич. Он не отличается по внешнему виду, но обладает различными свойствами. Пустотелый обладает лучшими теплоизоляционными свойствами, имеет меньший вес и цену. Но при наружном использовании требует “запечатывания” верхнего ряда, чтобы влага не попала вовнутрь (в пустотелом ригеле формата Лонг от КМ-Керамик такой проблемы нет, так как пустоты расположены горизонтально). Полнотелый ригель применяют преимущественно в облицовке печей и каминов, а также в создании интерьеров.
Правила работы с ригельным кирпичом.
Техника кладки ригельного кирпича имеет некоторые характерные отличия, которые обусловлены его формой и прочностными характеристиками. Поскольку такое изделие оказывает меньшее давление на раствор, чем классический кирпич, принято использовать связующее более мягкой консистенции. Сама кладка ведется по рядам, начиная от края к центру, где в произвольном порядке размещаются доборы.
Необходимо заметить, что щелевой ригельный кирпич не рекомендуется укладывать под пруток, так как из-за наличия пустот камень сильнее утапливается в раствор (ригель от КС-Керамик формата Лонг лишен этого недостатка, так как пустоты в нем расположены горизонтально). Это может представлять определенную сложность для неопытных каменщиков. Если же вы, все же решите выполнять такую кладку под пруток, то стоит использовать немного более густой раствор, как для баварской кладки или клинкера. После фуговки кладку необходимо расшить. Фугование ригельной кладки производится водостойкой фугой на цементной основе, окрашенной специальным колером, подобранным в тон массива кладки. Перед процессом фугования, необходимо очистить швы от кладочного раствора на глубину 2 см. Наносить фугу следует из строительного пистолета или специального полипропиленового пакета. После фугования следует выждать время, необходимое для первичного схватывания, и щеткой с пластиковым ворсом удалить наплывы и излишки фуги. Когда произойдет окончательное схватывание раствора и фуги, производят мойку кладки с использованием моющих средств, рекомендованных производителями кирпича и фуги.
Толщина шва для кладки выбирается в зависимости от желаемого визуального эффекта. Ригельный кирпич ручной формовки может иметь заметную кривизну по длине, для сокрытия которой (и для придания нужного оптического эффекта) требуемая толщина шва может достигать 25-40 мм.
Кроме кладки, имитирующей работу древних мастеров, для отдельных дизайнерских вариантов ригельного кирпича формата Лонг (Long), практикуется тонкошовная кладка, и даже бесшовная, имитирующая уложенный насухо кирпич. Правильность укладки кирпича в этом случае контролируется по лицевому ложку и верхней постели, с использованием шнура или лазерного уровня. Если ригельный кирпич представляет собой клинкер, то марку цемента для раствора выбирают невысокую, чтобы пластичность швов обеспечивала достаточную для клинкера деформативность кладки.
Итак, разберем основные секреты кладки в римском стиле на примере длинного ригельного кирпича ТМ КС-Керамик формата Лонг (Long):
- Подготовка кирпича.
Кирово-Чепецкий кирпичный завод выпускает кирпич Лонг для ведения римской кладки в разных цветовых решениях и с разной фактурой поверхности. Для демонстрации кладки мы выбрали редуцированный кирпич Аренберг формата Лонг, с поверхностью “ручная формовка”. Эта фактура имитирует старинный кирпич, а примененная технология бескислородного обжига обеспечивает переходы цвета на лицевой поверхности от алого, до угольно-черного. В одной упаковке собраны кирпичи с самыми разными оттенками. Кладочные работы следует начинать после поступления всего объема продукции, это позволит оценить цветовую гамму кирпича. Для получения однородного оттенка, вести кладку необходимо, используя 3-4 поддона одновременно. Ригельный кирпич Лонг, выпускается в виде плит, состоящих из 2 кирпичей, соединенных тонкой перемычкой. Перед началом работ необходимо деление плиты вдоль перемычки. Обычно это делают с помощью молотка-кирочки, легко простукивая перемычку вдоль с каждой стороны, пока кирпичи не разделятся.
-
Формирование общего поддона.
Из всех поддонов нужно сформировать сборный поддон, который в дальнейшем будет использоваться для строительства. Сборный поддон позволит перемешать кирпич в правильной пропорции и обеспечит равномерное распределение кирпича разных оттенков на фасаде. Берем плиты из каждой упаковки, делим их вдоль перемычки и складываем в сборный поддон. Важно отметить, что брать кирпич нужно не рядами сверху, а проникая вглубь поддона.
-
Выбор стиля кладки. “Дикарка”.
Римскую кладку возможно вести несколькими способами. Первый – классическая кирпичная кладка, с повторением вертикальных швов через ряд. Такая кладка не способна раскрыть всю красоту и богатство оттенков данного кирпича, поэтому ее мы не рекомендуем для римской кладки.
Второй – кладка с перевязкой 1:2, 1:3, 1:4 кирпича. Совпадение вертикального шва происходит через несколько рядов.“Дикарка”. Наиболее оригинально и презентабельно выглядит кладка “дикарка”, с произвольным “плавающим” или ”бегающим” швом. Сочетание кирпичей разной кратности дает возможность получить хаотичное смешение вертикальных швов, позволяя создать неповторимый рисунок, подчеркнуть форму и размер кирпича и использовать весь кирпич без остатка.
Технология кладки.
Главным условием кладки “дикарка” является произвольное расположение швов в рядах друг над другом. Обеспечить это условие позволит сочетание целых кирпичей в кладке, со вставками переменной длины разной кратности. Для получения кирпичей с разной длиной, их распиливают поперечно с помощью камнерезного станка или электроплиткореза.
Напомним, что для качественного смешения оттенков, кирпич необходимо брать из сборного поддона с разных сторон, абсолютно произвольно и беспорядочно.
При выкладке углов и для того чтобы закрыть горизонтальные пустоты кирпича Лонг, рекомендуется использовать другой вид кирпича – мини-ригель, который совпадает по высоте и оттенку с кирпичом Лонг. Такой кирпич выпускается шириной 80 мм, это не мешает использовать его на углах вместе с кирпичом Лонг, ширина которого составляет 120 мм. Мини-ригель применяемый на углах не требует дополнительного перемешивания.
-
Кладочные работы. Кирпич кладется, как правило, на широкий шов, за исключением некоторых видов дизайнерской кладки. Для расшивки используются растворы от темного (что является классикой для римской кладки), до светло-бежевого (контрастная кладка является признаком баварского стиля).
А что у нас?
Борисоглебская церковь в Гродно, которая вместе с комплексом архитектурных памятников Замковой горы является историко-архитектурным заповедником и предложена для внесения в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кладка стен выполнена из плинфы. Сама церковь снаружи не оштукатурена, можно увидеть все тонкости древней кладки.
Беларусь тоже может похвастаться наличием архитектурных памятников, построенных из кирпича-плинфы. В Витебске находится Благовещенская церковь, построенная еще со времен основания Полоцкого княжества. По разным источникам, дата ее постройки относится к 10-12 векам. Древний храм интересен конструкцией стен, они сложены из блоков известняка, которые переложены 2-3 рядами узкой плинфы, на которой сохранились знаки и клейма. Не менее примечательна и Коложская (Борисоглебская) церковь в Гродно, дата постройки 12 век. Она находится на крутом берегу Немана и является одним из немногих сохранившихся памятников архитектуры времен образования Великого Княжества Литовского, основы нашей державы. Возведение храма осуществлялось на месте урочища Коложань (это название обозначает место, откуда бьют родники), которое почиталось язычниками. Внутри и снаружи сохранились фрагменты древней кладки с использованием плинфы. И это не единственные примеры. Таких построек с применением римской кладки на территории ВКЛ было множество. Это наследие нашей общей европейской культуры. В настоящее время эти уникальные памятники архитектуры наших предков взяты под охрану государства. Многие из них реставрируются и будут радовать потомков!